Прощание со Станиславом Говорухиным пройдет 16 июня в храме Христа Спасителя

Прославленный режиссер скончался на 83-м году жизни после продолжительной болезни.

Многие коллеги называют его совестью нации, и это не кажется преувеличением — его киноленты разобраны на цитаты и получили самое высшее — народное признание, а свою точку зрения Говорухин отстаивал и публично, как политик, он даже кандидатом в президенты был. Ян Воскресенский собрал истории богатой биографии.

С бессменной трубкой и вечно серьезным выражением лица. Не режиссер — философ. Казалось, годы вообще его не меняют. И участники фестиваля «Кинотавр», которым он передал прощальное послание — даже не поняли, что это было. Но, близкие знали… Он и, правда, прощался.

Художник-реалист  именно он дал реалисту-режиссеру несколько уроков профессионального мастерства. Когда-то Говорухин коротал с карандашом заседания союза кинематографистов. Став депутатом  — взялся за кисть. Писал во время парламентских каникул. И свое возвращение в большое кино отметил картиной, которую снял, пока депутаты отдыхали. «Ворошиловский стрелок» — словно манифест против несправедливости.  Он с нескрываемым раздражением высказывался о современном кино и тех, кто на него ходит. «Я работаю для советского зрителя» — твердил Говорухин.  С самого дебюта. А ведь на одесской киностудии начинающему режиссеру достался откровенно слабый сценарий про альпинистов.  Мог  бы и отказаться, но в итоге снял легендарную картину, где взошла звезда Владимира Высоцкого.  Два друга — они не просто закрепили успех. Говорухин не верил своим глазам,  когда во время премьерного показа сериала про Жеглова и Шарапова  -  улицы пустели. Актерские реплики намертво  впечатывались в сознание советского зрителя.

Впрочем, вердикт милицейского начальства на первом просмотре не предвещал картине ничего хорошего.  Народный фильм не получил ни одной награды. И поздний Говорухин говорил, что не считает «Место встречи» таким уж безусловным шедевром. В  новой стране он все меньше уделял времени кино, но оставил за собой право на режиссерское высказывание. На этот раз без художественного вымысла.

В режиссере Говорухине заговорил Говорухин-политик. В начале 90-х он снял документальную трилогию — об ужасах реальной жизни. Потом пошел в депутаты. И вот он уже на заседаниях «Народного фронта»  следит за выполнением государственных программ. Кто бы мог подумать  — что в это же время Говорухин работает над ироничным фильмом по довлатовскому сборнику «Компромисс».  Снимал не только про Довлатова.  Отчасти про самого себя. Говорухин ведь тоже в молодости региональным журналистом был.

Еще в детстве, в поселковом доме культуры, он пытался разгадать тайну кино — заглядывая по ту сторону белого экрана. Но в своих фильмах  Говорухин говорит без намеков. В его руках кинематограф стал беспощадно правдивым.  Он  застал и зафиксировал несколько эпох. И теперь навсегда оставил с этим своего зрителя.

© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod77.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod77.ru», открытой для поисковых систем.