С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизма

Международный женский день — боль современных феминисток. Лидерам «освободительных» движений не нравится, что им дарят цветы, желают оставаться красивыми. Зачем тогда в российские города везут мимозы?

С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизма

Женщина не обязана быть украшением и не должна улыбаться, потому что ей дарят розы, — убеждены феминистки. Международный женский день набил им мощную оскомину. Цветы и вычурное подчеркивание женственности вместо равноправия, за которое так боролись те, в чью честь и появился праздник.

Женщины — никакой не «слабый пол», как это громогласно и непоколебимо установили мужчины. «Трепетные и нежные» существа топают ножкой и заявляют, что праздник испохаблен. А Роза Люксембург и Клара Цеткин вообще-то не этого хотели.

Чего же хотели Роза Люксембург и Клара Цеткин?

8 марта называют праздником «весны, любви и женственности». Последние лет 20 это всех устраивало. Но, похоже, самосознание выросло или права голосовать наравне с мужчинами, сопоставимой зарплаты и образования оказалось недостаточно для существования в грубом мире мужчин. И ведь не поспоришь.

«Официально» началось все в 1910 году, когда решением Социалистического Интернационала день 8 марта был объявлен Международным женским днем. А через семь лет, 23 февраля по старому и 8 марта по новому (вот это совпадение!) в Петрограде прошли демонстрации суфражисток с лозунгами «Хлеба и мира!». На следующий день к забастовке подключились рабочие Путиловского завода, начались стычки с полицией.

С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизмаtassphoto.com «Феминизм стал ругательством»

Те, кто стоял у истоков «второй волны» феминизма в 60-70-х годах, сегодня с сожалением говорят об отношении современных женщин к борьбе за равные с мужчинами права. Мэрилин Френч — магистр в области английской литературы, доктор наук и активная сторонница феминистического движения написала несколько книг о нелегкой судьбе женщин. В документальном фильме BBC «Женское освободительное движение» писательница рассказывает, что в 50-е у женщин был крайне скудный выбор профессии, все объявления о найме были по половой принадлежности. Девушка могла выбрать между секретарем или клерком, то есть, по мнению Френч, стать или продавцом, или архивариусом. В ее жизни такое социальное неравенство стало причиной того, что она 17 лет прожила в браке с тираном, от которого боялась уйти без денег и потерять детей…

Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC

Феминистки писали книги, которые заставляли общество взглянуть на роль женщины по-другому. Самые известные из них — роман Мэрилин Френч «Женская комната», который был издан 20-миллионным тиражом и переведен на 20 языков мира. Также книга Жермен Грир «Женщина-евнух», ставшая международным бестселлером и книга «Сексуальная политика» Кейт Милетт. Писательница подверглась травле после того, как ушла от мужа и объявила о своей гомосексуальности…

Сначала «феминистки-семидесятники» собирались на квартирах, изучая литературу единомышленников, попутно обсуждая насущные проблемы. Но со временем угнетенная толпа выплеснула всю свою боль в уличные демонстрации. Так впервые в 1968 году Робин Морган организовала акцию женского освободительного движения против конкурса «Мисс Америка». В 1970-м активистки уже устраивали сидячую забастовку у редакции журнала «Ladyʼs magazine» и отвоевывали страницы в женском журнале, который издавали мужчины. Им это удалось.

Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC

Дело Роу против Уэйда и аборт с помощью мотора холодильника

Феминистки активно отстаивали свое право на распоряжение собственным телом. Вопрос об абортах до сих пор вызывает полемику во многих странах мира. В 60-70-е социально-активные женщины боролись за право рожать детей тогда, когда сами этого хотят. Широкий общественный резонанс вызвало дело Джейн Роу. Это имя «потерпевшей», которое адвокаты Линда Коффи и Сара Веддингтон использовали при подаче иска в Окружной федеральный суд штата Техас. Ответчиком был Генри Уэйд.

Роу на деле оказалась Нормой Маккорвей. В сентябре 1969 года, работая вдали от дома, Норма обнаружила, что беременна. Желая прервать беременность, по возвращении в Даллас она заявила о групповом изнасиловании — только так по закону Техаса можно было сделать аборт. Ей было 22 и она — незамужняя — была беременна третьим ребенком. Но факт насилия доказать не удалось. Попытка криминального аборта тоже провалилась, — врача арестовали незадолго до запланированной операции. «Джейн Роу» родила ребенка и отдала его на усыновление. Однако у ее адвокатов все получилось. 22 января 1973 года Верховный суд США объявил свое решение по делу Роу против Уэйда, легализовавшее аборт во всей стране. Но на этом история Нормы не закончилась…

С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизмаSfgate.com

Участвуя в 80-е в движении «прочойс» (за выбор женщин делать или не делать аборт) Норма постоянно сталкивалась с «пролайферами». В итоге она подружилась со многими из них. На нее очень сильно повлияла семилетняя дочь одной из женщин, выступавших против абортов. Как ни парадоксально, Норма Маккорвей сама стала «пролайфером» и даже начала ходить в церковь. В 2003 году она обратилась в суд, чтобы отменить решение Роу против Уэйда, но пятая апелляция по ее делу была отклонена в окружном суде. Издание Daily Mirroy называет цифру в 58 миллионов прерванных жизней, — именно столько юридически дозволенных абортов было совершено после громкого дела с участием Маккорвей. Сама женщина заявляла, что была не лучшим выбором на роль «Джейн Роу»:

С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизмаDailymail.co.uk

— Я не хотел привозить ребенка в мир, в котором я жила. Я никогда не знала, где я буду спать по ночам. Я никогда не знала, буду ли я есть.

Видео: dailymail.co.uk

У феминисток был свой взгляд на аборты. Они придумали, как «решать проблемы» своего тела в домашних условиях. Методы, которые сегодня покажутся варварскими, в 50-60-е были для них самыми вескими аргументами в свою пользу: женщины делали аборт с помощью шланга, иглы и мотора от холодильника!

Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC

Гендерный вопрос или женщина ли я?

Феминистки-исследователи зашли куда дальше в своих желаниях. Достижения естественного равноправия между полами было уже недостаточно. Британская активистка Энн Окли или как ее неуважительно именуют — «историкесса-антропологиня» первой озвучила идею о том, что пол мужской или женский не определяет гендерную роль. И это было во времена, когда операции по смене пола и вообразить-то было невозможно…

Видео: фрагмент фильма «Женское освободительное движение», BBC

Количество гендеров, которыми люди охотно себя одаривают, сейчас сложно сосчитать. Многообразие «гендер-сексуального» мира высмеяли режиссеры сериала «Бесстыжие» — по сюжету одной из серий гей попадает в странную компанию, где вместо парней и девушек его окружают, помимо трансгендера, «китайско- мексиканский интерсексуальная гендер ПРПД», «гендер-квир адвокат», «гетеро-романтичный полусексуал смешанного пола» и «трехразовая цисгедрендерная герл-фак». Свобода выбора в своем многообразии…

Видео: фрагмент сериала «Бесстыжие», реж. Марк Майлод, Кристофер Чулак, Джон Уэллс, 2011–2018 годы

Этот странный феминизм…

Идеи феминизма сегодня, к сожалению, переросли в статус «мемов». Общество как-то не сильно радуется непонятным акциям в стиле добавления менструальной крови в вино на выставке «УК 148. Искусство как преступление». Некая Полина Музыка «прославилась» этим в августе позапрошлого года. Позже девушка что-то там объясняла про сакральный смысл, феминизм и еще добавляла, что «могла добавить мочу в вино».

С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизма

Фото: s.mediasole.ru

Ливанский художник Эли Резкалла к 8 Марта «переосмыслил» американские рекламные плакаты 1940-х, 50-х и 60-х годов. Его возмутил сексизм, который тогда господствовал в маркетинге. Резкалла поменял местами мужчин и женщин.

С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизма

Фото: Коллаж Пятый канал

— В последний День благодарения я был с моей семьей в Нью-Джерси. Там я услышал, как мои дяди разговаривают о том, как женщинам лучше готовить, хозяйничать на кухне и выполнять «свои женские обязанности». И хотя я знаю, что не все мужчины думают как мои дяди, некоторые до сих пор считают это нормой. А эти самые рекламные постеры 50-х годов интерпретируются многими как винтаж, поэтому я представил себе параллельную вселенную, где роли перевернуты, а мужчины могут попробовать свой сексистский яд на вкус.

Я очень рад, что мой посыл был правильно понят широкой аудиторией. Мои близкие и друзья гордятся и поддерживают мое творчество, поскольку мы разделяем одинаковые ценности. Я надеюсь, что люди, застрявшие в навязанных патриархальным обществом стереотипах, смогут визуально увидеть и осознать изъяны в своей философии на примере моих работ, — цитирует художника газета Metro.

С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизма

Фото: Коллаж Пятый канал

Но далеко не все женщины и, уж тем более, мужчины поддерживают подобные течения. В момент зарождения движения под предводительством Цеткин и Люксембург другая женщина — режиссер Алис Ги — сняла фильм «Последствия феминизма». Ги, наблюдая за модными суфражистками, увидела за эмансипацией женщин неизбежную феминизацию мужчин. Об этом и картина 1906 года.

Видео: фильм «Последствия феминизма», реж. Алис Ги, 1906 год

В 70-е феминизм сравнивали с борьбой против расовой дискриминации. Сегодня женщину никто уже не считает «другом человека»: высокие зарплаты, право голосовать. А всевозможные технические новшества типа робота-пылесоса и посудомоечной машины дали возможность сбросить оковы домашнего быта и больше времени посвятить себе. И большинство женщин этим пользуется так, как подсказывает сердце — делают маникюры и прически на выходных. А к восьмому марта в салонах красоты настолько плотная запись, что, если не успела записаться за месяц, сама виновата. Но это, пожалуй, только в мегаполисах: и красота, и техника, и «сэлф-мэйд вуман». В российской глубинке по-прежнему патриархат и разделение труда: тяжелый — на плечах мужчин, а домашний быт, априори считающийся легким, — на женских. Так что, с восьмым марта, эмансипированные. И, дабы избежать споров, путь этот день будет просто выходным, а не «дискриминирующим» феминисток, коим изначально и принадлежал.

Ания Батаева

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod77.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod77.ru», открытой для поисковых систем.