Столица увековечила память о знаменитых режиссере, скульпторе, архитекторе, а также об известной писательнице и разведчице. Mos.ru рассказывает о тех, чьи имена теперь носят проектируемые проезды, у которых раньше был только безликий номер.
Эльдар Рязанов — эпоха отечественного кино
«А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр “Ракета”, в котором можно посмотреть типовой художественный фильм» — кто не помнит этой цитаты из знаменитой «Иронии судьбы, или С легким паром!», где вся «совершенно нетипичная история» закручивается вокруг типовых квартир в типовых районах? Их режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) знал «в лицо»: он жил на юго-западе Москвы, и здесь, на проспекте Вернадского, снимали дома Жени Лукашина и Нади Шевелевой.
Рязанов — это целая эпоха отечественного кино. Он снял больше 30 фильмов, и почти каждый стал невероятно популярным. Славу ему принесла «Карнавальная ночь», которая возглавила список самых кассовых картин 1956 года. Позже были знаменитые «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих»… Все они разлетелись на цитаты, а их герои стали символами 1960–1970-х — такими близкими, своими.
Режиссер был соавтором сценариев многих своих фильмов, вел телепередачу «Кинопанорама», снял больше 200 телепрограмм и написал несколько книг. В 2001–2007 годах Рязанов был президентом академии кинематографических наук «Ника», с 2005-го — художественным руководителем киноклуба «Эльдар». Расположенный недалеко от киноклуба Проектируемый проезд № 6021 получил имя режиссера, которому в этом году исполнилось бы 90 лет.
Степан Эрьзя — русский Роден
Горечь и любовь, гордость и самоотречение, тревога и безмятежность — дыхание жизни чувствуется в каждой скульптуре Степана Эрьзи (1876–1959), которого коллеги по цеху называли русским Роденом. Его творческий путь начинался в иконописных артелях, и первой работой, прогремевшей на международной выставке в Венеции, было произведение религиозное — скульптура «Последняя ночь осужденного перед казнью», трагичная и в то же время полная героизма. Позже в Ницце, Риме, Милане, Париже выставлялись потрясающие по своей силе «Христос распятый» и «Христос кричащий», «Тоска», «Косец».
Мысли и эмоции, психологическое состояние героев читаются в работах Эрьзи. Его привлекали яркие личности, мятущиеся души, и он запечатлел великих людей в скульптурах «Бетховен», «Лев Толстой», «Сократ», «Микеланджело». Но и безвестные герои у него не молчат: о силе любви и заботы говорит «Мать с ребенком», о покорности и самоотречении — «Монашенка».
Эрьзя успел поработать в Италии, Франции, Аргентине. В его портретной галерее можно увидеть лица разных национальностей: волевое — «Русской женщины», гордое — «Испанки», обаятельное и кокетливое — «Парижанки в шляпке», мятежное — «Боливийской революционерки». Но больше всего теплоты излучают портреты его земляков — мордвинов. Да и сам псевдоним скульптора происходит от названия группы мордовского народа, выходцем из которой он был.
В Москве Эрьзя жил и работал с 1953 по 1959 год. Здесь появились на свет непосредственная «Москвичка», романтичная «Студентка». В 2007-м в Щербинке открылся фонд его имени, а теперь неподалеку, на месте Проектируемого проезда № 948, и улица.
Яков Белопольский — создатель комфортной городской среды
Лауреат многочисленных премий Яков Белопольский (1916–1993) пришел в большую архитектуру почти со студенческой скамьи. Едва закончив Московский архитектурный институт, он принял участие в проектировании Дворца Советов — гигантского здания высотой 420 метров, венчать которое должна была 70-метровая статуя Ленина. Грандиозному сооружению не суждено было появиться на карте столицы, но новые принципы синтеза архитектуры и скульптуры, заявленные в этой работе, повлияли на все дальнейшее творчество будущего мастера.
«Наша архитектура должна быть динамична, целеустремленна и в то же время проста и монументальна» — этого завета знаменитого советского архитектора Бориса Иофана его ученик Белопольский придерживался всю жизнь. Свидетельство тому — проекты зданий Большого московского цирка на проспекте Вернадского и Университета дружбы народов, памятника Юрию Гагарину, реконструкции Фрунзенской набережной.
О создании комфортной городской среды — главном принципе современного благоустройства — Белопольский заботился еще в советские годы. Ему столица обязана планировкой и застройкой юго-запада столицы, в том числе Черемушек, Ленинского проспекта. На последнем благодаря Белопольскому в 1980–1990-е вырос первый в Москве многофункциональный комплекс. В нем нашлось место не только жилым корпусам, торговой галерее, офисам и ресторану, но и спортцентру и даже детскому саду. Заслуги архитектора Москва увековечила, и проезд на юго-западе, между улицами Бутлерова и Миклухо-Маклая, получил имя Белопольского.
Зоя Воскресенская — разведчица и детская писательница
Редкий советский школьник 1960–1980-х не знал имени Зои Воскресенской (1907–1992), которая в своих повестях и рассказах писала о жизни Ленина и семьи Ульяновых. А два ее произведения — «Сердце матери» и «Пароль — “Надежда”» — легли в основу художественных фильмов. Работать Воскресенская начала еще в 14 лет, став библиотекарем в 42-м батальоне войск ВЧК.
Позже она была политруком в колонии для малолетних правонарушителей, а когда ее заметил знаменитый разведчик Иван Чичаев, пришла на работу в иностранный отдел ОГПУ. Именно Чичаева позже Воскресенская назовет своим крестным отцом в разведке. Под агентурным псевдонимом Ирина она работала в Китае, Латвии, Эстонии, Австрии, Германии.
В годы войны Воскресенская была пресс-секретарем советского посольства в Швеции, где собирала информацию о политическом и экономическом положении Германии и ее военных планах. Об этих планах разведчица узнала незадолго до войны. В июне 1941-го на приеме в посольстве Германии, танцуя с немецким послом графом Вернером фон Шуленбургом, она заметила на стенах светлые пятна от снятых картин, в одном из помещений — груду чемоданов. Стало ясно: посольство собирается уезжать, а значит, войне быть. После победы Воскресенская работала в органах госбезопасности, служила в спецотделе лагеря для особо опасных преступников в Воркуте. В 1956-м она вышла на пенсию в звании полковника МВД СССР.
Первый рассказ Воскресенской «Кольца дружбы» был навеян рассказом финна, который из медных пятаков сделал обручальные кольца для Ленина и Крупской. Первая книга под названием «Сквозь ледяную мглу» была напечатана в 1962-м, а спустя три года на экраны вышла картина «Сердце матери», за сценарий к которому писательница удостоилась Государственной премии СССР. Зоя Воскресенская, родившаяся в Российской империи, прожившая всю жизнь в Советском Союзе, умерла в 1992 году в столице совсем другой страны — России. Теперь ее имя носит Проектируемый проезд № 1285 в районе Беговой.
От сквера Аргентинской Республики до «Рассказовки»
Сегодня на карте Москвы появились и другие имена. Безымянный сквер на Житной улице назвали в честь Аргентинской Республики, чье посольство находится неподалеку. Сквер между Большой Бутовской и Старонародной улицами назвали именем конструктора Сергея Симонова — изобретателя первой автоматической винтовки, противотанкового ружья и самозарядного карабина, который до сих пор можно увидеть у часовых, стоящих в почетном карауле у Могилы Неизвестного Солдата в Москве.
Проектируемый проезд № 421, выходящий на Университетский проспект, теперь носит имя русского географа и антрополога Дмитрия Анучина. На месте двух проектируемых проездов в Зеленограде появилась улица Дмитрия Разумовского, освобождавшего заложников в 2004 году в школе № 1 Беслана. Герой России жил в районе Крюково, и многие местные жители хорошо его помнят.
Проектируемый проезд № 109 в Лефортове назвали в честь генерала Ивана Яковлева, который 18 лет возглавлял внутренние войска МВД СССР. В 2016 году внутренние войска МВД России вошли в состав Росгвардии. Здание центрального аппарата ведомства расположено рядом с улицей Генерала Яковлева.
Официальное наименование получила и станция «Рассказовка», которая станет конечной на Калининско-Солнцевской линии и войдет в состав крупного транспортно-пересадочного узла. Участок от «Раменок» до «Рассказовки» планируют запустить в марте 2018 года. Потом его соединят с существующим отрезком желтой ветки.